Муниципальное бюджетное
учреждение культуры
"Централизованная библиотечная
система г. Йошкар-Олы"
8 (8362) 63-64-50
Йошкар-Ола, ул. Прохорова, 30
Задать вопрос

Рубрика «Истоки русской старины» - чугунок и ухват

«Чернец – молодец, в красно золото залез. До смеху хохочет, выскочить хочет». Угадали что это? Это чугунок. На Руси он был незаменим в хозяйстве. По весу – это тяжёлый сосуд, так как сделан из чугуна – особого вида металла, который мог выдержать самый жаркий огонь. Сейчас многие только слышали о том, какая вкусная каша или какие ароматные щи готовили в русской печи в чугунках наши предки. Сосуд ставили в печь за заслонку, и продукты в нем медленно томились, приобретая неповторимый вкус. Объём чугунка мог быть разным – от 1,5 до 15 литров.

Чугунок имел форму традиционного глиняного печного горшка - зауженного к низу, расширяющегося к верхней части и снова сужающегося к горлу. Такая форма позволяла ставить и вынимать его из печи с помощью специального инструмента - ухвата, представляющего собой разомкнутое металлическое кольцо на длинной деревянной ручке. Чугунки получили широкое распространение лишь в самом конце XIX - начале XX веков. В первой трети XX века эти сосуды начали изготавливаться с эмалевым покрытием. Они, как правило, имели клеймо завода-производителя с указанием объема в литрах. Сейчас остаётся всё меньше дровяных печей, традиционный круглый чугунок становится экзотикой, а ухват многие видели только в кино. Но по-прежнему выпускаются чугунные сковороды, сотейники, котлы, утятницы-гусятницы, различные формы для выпечки. А современные чугунки используются в походах, на рыбалке для варки ухи, в них также можно готовить и на обычной плите. В детской литературе часто упоминается горшочек: русская сатирическая сказка «Каша из топора», Братья Гримм «Сладкая каша», А. Миронова «Чугунок», «Волшебный горшочек» и т. д. 

Знакомо ли вам слово ухват? Возможно, вы его слышали, и не раз. Но все ли из вас представляют, как он выглядит и для чего нужен? Конечно, этот вопрос относится только к тем, кто живет в городе, в современных домах. Деревенские жители не могут не знать, что такое ухват, который так необходим при приготовлении пищи в русской печи. Ухват — это железное орудие, с помощью которого ставят в печь и достают тяжелые чугуны и горшки. Он представляет собой железную изогнутую пластинку, которая крепится на длинной деревянной палке, чтобы хозяйка могла ставить в огонь и доставать из глубины печи чугуны со щами, с кашей, с водой. Обычно ухватов в доме было несколько, они были разного размера, для больших и маленьких горшков, и с ручками разной длины. С ухватом имели дело, как правило, только женщины, так как приготовление пищи, да и вообще все, что связано с печкой, было женской заботой. Случалось, что они использовали его как орудие нападения и обороны. Баба, вооруженная ухватом, — почти классический образ в деревне. Недаром существует такая пословица: С ухватом баба — хоть на медведя! Однако русским говорам известны и другие названия ухвата. Само название ухват не только широко распространено на огромной территории русских говоров, но и является принадлежностью литературного языка. Нередко его можно встретить в художественной литературе при описании крестьянского быта: «…Лавки, стол, рукомойник на веревочке, полотенце на гвозде, ухват в углу и широкий шесток, уставленный горшками, — все было как в обыкновенной избе». (А. С. Пушкин. Капитанская дочка.)

Использовался ухват и в обряде опахивания. Существовала примета: чтобы при уходе хозяина из дома не ушел домовой, необходимо было загородить печь ухватом или закрыть печной заслонкой. Про ухват говорили: «Хвать за ухват, ан в люди бежать!»; «С ухватом баба — хоть на медведя!»; загадывали загадки: «Рогат да не бык, хватает да не сыт, людям отдает, а сам на отдых идет»; «Кривой бельмес под горшок залез».



Материал предоставлен заведующей библиотекой-филиалом №4 Григорьевой А. В.


Читайте также

Марий талешке кече дене!

26 апреля в Республике Марий Эл отмечается день национального героя. В этот день почитают героев прошлого, отдавших свою жизнь за процветание края, своего народа.

Библиотекать рекомендует. Иллеш А.В., Пральников А.Е. «Репортаж из Чернобыля: Записки очевидцев. Комментарии. Размышления»

Книга вышла в 1987 году, одна из первых, посвящённых данной теме. Критические оценки, обличение виновных - нет, это не было целью её написания. Двое журналистов, прибывших сразу после аварии в Чернобыль по заданию редакции, сменяя друг друга, пробыли там до возведения «саркофага».

Час военной литературы «И мужество, как знамя, пронесли»

24 апреля в библиотеке-филиале №27 для студентов группы «ПД-26» ГБПОУ РМЭ «Йошкар-Олинский строительный техникум» был проведён час военной литературы «И мужество, как знамя, пронесли» к 100-летию со дня рождения советского писателя Бориса Львовича Васильева и к 55-летию со дня публикации его повести «А зори здесь тихие».